На главную


История песни.

"Сердцу хочется ласковой любви…"

  • Музыковед Юрий Бирюков:

    Начну с того, что сам, как и все мои сверстники, смотрел фильм "Первая перчатка" бессчетное количество раз. Скольким из нас рассказ о судьбе главного героя картины Никиты Крутикова, которого играл Иван Переверзев, помог обрести характер и веру в свои силы, добиться успеха не только в спорте, которому посвящена эта музыкальная кинокомедия, но и в жизни вообще.

    Песни же композитора Василия Павловича Соловьева-Седого на стихи поэта Василия Ивановича Лебедя-Кумача, которые прозвучали в "Первой перчатке", до сих пор помнятся. "От всех болезней нам полезней солнце, воздух и вода..." или "Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка. Умейте нападать, умейте выжидать. При каждой неудаче давать умейте сдачи, иначе вам удачи не видать...". Привожу их по памяти, потому что до сих пор помню эти песни, как, уверен и многие из вас

    А песня "На лодке" прозвучала лирическим любовным признанием.

    "Казалось бы, что особенного в этой песне? - размышляет в своей книге "От "первой перчатки" до "Тоски" заслуженная артистка России Надежда Чередниченко - исполнительница роли Ниночки, той самой героини, которая поет эту песню в картине. - А вот понравилась, ее полюбили. Народ сам выбирает себе кумиров, сам выбирает песни, и предсказать тут ничего нельзя, так как выбор бывает самый неожиданный. За тридцать лет пения в концертах, сколько бы я ни спела великолепных произведений самой высокой классики, народных песен, неаполитанских, испанских, украинских, но в конце никогда не отпустят и обязательно попросят: "Спойте "Лодочку"!-

    Книжка эта, вылущенная мизерным тиражом в 2001 году, - удивительный исповедальный монолог актрисы о своей жизни и актерской судьбе.

    Юная выпускница полтавской школы, приехавшая в Москву поступать на актерский факультет ВГИКа, где конкурс был пятьдесят человек на место, успешно прошла три тура приемных экзаменов и попала в мастерскую одного из лучших кинорежиссеров - народного артиста СССР Юлия Яковлевича Райзмана. А в мае 1946 года студентка второго курса, которой не исполнилось еще и восемнадцати, успешно прошла кинопробы и была утверждена на роль Нины в фильме "Первая перчатка".

    "Гордости моей не было предела! - вспоминает Надежда Чередниченко. - Ведь фильмов снималось тогда мало, и вдруг выбирают тебя на одну из главных ролей - это было событие! Но Юлий Яковлевич Райзман, узнав об этом, сказал: "Я вам не советую, Надя, сниматься в этой роли. Вы можете испортить себе всю интересную в дальнейшем работу в кино, которая вас ожидает..." Но как отказаться от съемок? Студенческая жизнь была настолько бедная и голодная... Да и роль эта могла быть первой и последней, в кино так бывало часто. Поэтому я все-таки снялась в летние каникулы, без отрыва от учебы. Вскоре фильм вышел на экраны и имел огромный успех. Его смотрели по несколько раз, а великолепная музыка Василия Павловича Соловьева-Седого звучала каждый день то по радио, то в концертном исполнении. Меня узнавали на улице и называли Ниночкой, по имени моей героини... Но очень скоро я поняла, что прав был мой педагог Юлий Яковлевич, когда советовал мне не сниматься в этой роли. Мне сразу "повесили ярлык" лирической героини и стали приглашать на съемки снова только в спортивные фильмы. То о футболе, то о мотогонках причем всегда режиссер говорил: "Сыграйте у нас, вот такую лирическую невесту героя!" Я долго отказывалась от таких ролей, так как мечтала играть совсем другие характеры... Но прошло какое-то время, и я поняла, что и отказываться больше нельзя.

    Актер - профессия зависимая, особенно в кино. И нужно иметь крепкие нервы, чтобы выдержать конкуренцию, интриги, пестроту мнений".

    на съемках фильма "Костер бессмертия" состоялось знакомство актрисы с композитором Арамом Ильичом Хачатуряном. Услышав, как Чередниченко прет написанный для нее романс, тот сказал ей: "А что вас заставляет сниматься в кино? Ведь у вас голос, вам надо петь!" Так пение стало для нее спасением. По совету великого композитора актриса поступила на вокальный факультет института имени Гнесиных и так увлеклась музыкой, что кинематограф отошел на второй план. Она приготовила несколько концертных программ классического репертуара, с которыми гастролировала по окончании института по всему Союзу, исполняя лучшие партии сопранового репертуара: Тоски в одноименной опере Пуччини, Аиды, Леоноры в "Трубадуре" Верди, Чио-Чио-Сан, Татьяны в "Онегине", романсы Сергея Рахманинова...

    В октябре 2002 года мне посчастливилось встретиться и долго беседовать с нею, и даже получить в подарок ее книгу с пожеланием "здоровья, благополучия и верных друзей".

    Пожелаем и мы ей всего этого.


    На лодке

    Слова В. ЛЕБЕДЕВА-КУМАЧА
    Музыка В. СОЛОВЬЕВА-СЕДОГО

    С той поры, как мы увиделись с тобой,
    В сердце радость и надежду я ношу
    По-другому и живу я и дышу
    С той поры, как мы увиделись с тобой.

    ПРИПЕВ:
    Милый друг, наконец-то мы вместе!
    Ты плыви, наша лодка, плыви.
    Сердцу хочется ласковой песни
    И хорошей, большой любви!

    Точно заезды, светят ясные глаза,
    Отражается в них вечер золотой,
    Над прозрачною и теплою водой,
    Точно звезды, светят ясные глаза.

    ПРИПЕВ.

    Не могу я наглядеться на тебя.
    Как мы жили друг без друга - не пойму.
    Не пойму я, отчего и почему
    Не могу я наглядеться на тебя!

    ПРИПЕВ:
    Милый друг, наконец-то мы вместе!
    Ты плыви, наша лодка, плыви.
    Сердцу хочется ласковой песни
    И хорошей, большой любви!



  • Designed by Galickij Alexey
    Тексты песен являются собственностью их автора.
    Hosted by uCoz